Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160

Книга о самолете Ту-160 основана на исследовании уникальных документов, связанных с созданием многорежимного стратегического самолета, в ней  приводятся  множество нигде ранее не публиковавшихся фотографий, рисунков, схем и других материалов.

Первые главы книги рассказывают о  проектах стратегических самолетов, начиная с 1950-х гг., а также первых проектах предшествующих созданию самолета Ту-160. Особое внимание  в книге уделено конструкции и эксплуатации самолета Ту-160, сравнению его с американским самолетом В-1.

Книга посвящена всем участникам программы самолета  Ту-160,  создавшим самый мощный и самый скоростной в истории военной авиации стратегический самолет с изменяемой геометрией крыла.

Книга предназначена как для широкого круга читателей, так и для специалистов в области самолетостроения. Материалы книги могут служить уникальным пособием для разработчиков перспективных образцов авиационной техники и конструкторов, занимающихся разработкой технических решений по модернизации и воссозданию Ту-160. Кроме того, она может служить справочным пособием для летно-технического состава ВВС, эксплуатирующего Ту-160 и студентов высших учебных заведений, выполняющих курсовые и дипломные проекты  и планирующих свою работу в самолетостроительных фирмах.

Издательство «Полигон-пресс» обладает исключительными правами на эту книгу.

Книга выполнена в подарочном оформлении  с высоким полиграфическим качеством.

«Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160»

Серия «Знаменитые летательные аппараты»

Авторы: Александр Михайлович Затучный, Владимир Георгиевич Ригмант, Павел Михайлович Синеокий

Редактор издания: Павел Михайлович Синеокий

Формат издания 280x210
Количество страниц 552
Год выпуска 2016
Тираж 1020 экз.
Твердый переплет
Мелованная глянцевая бумага
Количество иллюстраций: 1200
Цветные иллюстрации
Язык издания русский

ISBN 978-5-98734-021-9

Издательство ИИГ «Полигон-пресс»

В продаже

Цена 3400 рублей

Оформить заказ вы можете по телефону
8-916-120-87-17

или заполнив форму:

Ваше имя и фамилия (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Количество экземпляров

Ваш адрес и пожелания по доставке / самовывозу

Рецензии о книге
«Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160»

Все секреты стратегического ракетоносца Ту-160

Уникальный труд о самолете, заткнувшем за пояс американский В-1В

Владимир Щербаков, Независимая газета

Россия всегда славилась своим оружием. И даже когда в той или иной стране мира раньше нас создавали что-то с военной точки зрения более выдающееся, отечественные инженеры и конструкторы в ответ создавали такие образцы вооружений и военной техники, которые на долгие годы и даже десятилетия получали эпитет «не имеющий аналогов в мире».

РАВНЫХ ЕМУ НЕТ

В точности так произошло и в истории с ракетоносцем-бомбардировщиком Ту-160. Созданный ОКБ А.Н. Туполева в качестве «ответа» на американский В-1, наш самолет в итоге не только превзошел его по всем характеристикам, но еще и отличается заложенным его создателями настолько высоким модернизационным потенциалом, что не устареет технически еще многие годы.

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 является самым большим и самым мощным с точки зрения того боевого потенциала, которым он обладает, в истории мировой военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с изменяемой геометрией крыла. Он также носит почетный титул самого тяжелого боевого самолета в мире, отличаясь среди всех своих «одноклассников», различных бомбардировщиков, наибольшей максимальной взлетной массой, а также наибольшей среди таких машин скоростью полета.

Более того, внушительный запас топлива, имеющийся на борту, и наличие системы дозаправки топливом в полете позволяет Ту-160 достигать практически любой точки на земном шаре, причем в сравнительно короткий промежуток времени. Свидетельством этому являются 13-часовой сверхдальний беспосадочный перелет двух Ту-160 в Венесуэлу, успешно выполненный в сентябре 2008 года, а также беспрецедентные по своему характеру полеты в июне 2010 года на воздушное патрулирование с дозаправками в воздухе, продолжительность которых превысила 24 часа, а протяженность маршрута в итоге достигала 18 тыс. км.

Проще говоря, Ту-160 – это король среди всех бомбардировщиков мира, когда-либо бороздивших воздушный океан нашей планеты.

ВЫЖИВЕТ И В ЯДЕРНОЙ ВОЙНЕ

Основа стратегического авиационного комплекса Ту-160 – уникальный многорежимный самолет-носитель, обладающий непревзойденными возможностями, которые могут быть успешно реализованы в широком диапазоне скоростей и высот полета. Российский ракетоносец-бомбардировщик способен одинаково эффективно решать поставленные ему боевые задачи – поражать наиболее важные объекты военного, государственного и промышленного назначения, расположенные в удаленных географических районах планеты и глубоком тылу континентальных театров военных действий, – как на дозвуковой скорости полета на малых высотах, так и на сверхзвуковых режимах при полете, что в результате позволяет существенно повысить гибкость применения комплекса по предназначению и обеспечить ему высокую боевую устойчивость в ходе ограниченного или глобального ядерного конфликта.

Создание комплекса Ту-160 стало выдающимся достижением отечественной авиационной и смежных с ней отраслей промышленности при консолидации административных, научно-технических, конструкторских и производственных ресурсов сотен коллективов промышленности и науки. Решение такой грандиозной задачи потребовало решения целого комплекса разнообразных проблем, связанных со следующим этапом технического перевооружения отечественной авиапромышленности, разработкой и освоением новых конструкционных материалов, а также созданием уникального технологического и станочного оборудования, что стало серьезным заделом для последующего развития советского и российского авиапрома и смежных с ним отраслей.

«Мне пришлось участвовать со стороны Дальней авиации в работах по Ту-160 практически с обсуждения его первых вариантов, – пишет в предисловии к книге Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Василий Васильевич Решетников, чье имя сегодня носит один из стратегических ракетоносцев Ту-160. – Я со своей командой, переросшей в макетную комиссию, а затем и госкомиссию по созданию Ту-160, помногу и часто работал в КБ… Многие, казавшиеся недоступными технические преграды были сокрушены в те годы умом и опытом самых одаренных творцов этой уникальной машины».

В общей сложности отечественный авиапром построил 36 самолетов Ту-160, в том числе два опытных образца и два самолета, использовавшихся для прочностных испытаний. Самолеты продолжают нести боевую службу в составе Дальней авиации Воздушно-космических сил (ДА ВКС) России и по настоящее время, являясь флагманом флота ДА. А в ноябре 2015 года в рамках операции ВКС РФ против террористов в Сирии самолеты Ту-160 получили боевое крещение – применили по противнику крылатые ракеты воздушного базирования. В минувшем году МО РФ также принято окончательное решение о пополнении парка ДА ВКС самолетами данного семейства – на казанском авиазаводе ПАО «Туполев» будет построена партия самолетов в глубоко модернизированном варианте Ту-160М2.

Уникальному российскому стратегическому ракетоносцу-бомбардировщику Ту-160 посвящена новая книга серии «Знаменитые летательные аппараты», выпущенная недавно в издательстве «Полигон-пресс». В данном труде максимально подробно рассказано о периодах зарождения, создания, эксплуатации и совершенствования как самолета ту-160, так и созданного на его базе авиационного комплекса.

ТАКИХ КНИГ ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Рассматриваемый труд нелегко описать, не используя слова «превосходный», «уникальный» или «не имеющий аналогов». Ведь подготовленная Александром Затучным, Владимиром Ригмантом и Павлом Синеоким книга получилась действительно уникальная – в полной мере соответствующая тому самолету, которому она и посвящена.

Основанная на кропотливом сборе и исследовании уникальных документов, связанных с созданием многорежимного стратегического самолета, она представляет интерес и для специалистов, и для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной боевой авиации. Не говоря уже о том, что в книге имеется огромная масса ранее нигде не публиковавшихся фотографий, рисунков, схем и других материалов. При этом авторы данного труда сумели даже выйти за рамки классической для многих изданий формы «книги о самолете», уделив больше внимания предпосылкам создания рассматриваемого стратегического авиационного комплекса, а также проведя очень подробное, с рядом уникальных рисунков и схем, сравнение Ту-160 и В-1В.

Условно книгу можно разделить на две части, в каждой из которых освещен определенный период не только создания Ту-160, но и всей послевоенной истории отечественной ДА.

Первый период охватывает 1950-е – конец 1960-х – начало 1970-х годов, то есть время от начала работ над сверхзвуковыми однорежимными стратегическими авиационными носителями и до начала работ по новому многорежимному стратегическому ударному самолету. При этом авторы особо указывают на тот факт, что мощную конструктивно-технологическую базу для реализации проекта создания Ту-160 удалось создать в том числе и за счет успешной реализации программы конструирования, постройки, испытаний и доводок первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, а также ряда тяжелых боевых самолетов.

Особо хотелось бы обратить внимание потенциальных читателей на главу «Пути развития сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков, 1950–1960 гг.», в которой приведена масса уникальной информации по различным проектам стратегических ударных самолетов. Например, по стратегической системе – сверхзвуковом гидросамолете-амфибии А-57 и самолете-снаряде РСС (ОКБ-256 П.В. Цыбина), или о составном дальнем бомбардировщике в составе самолета-носителя с шестью турбореактивными двигателями ВД-5М, получившего шифр самолет «108», и подвесного пилотируемого самолета с двумя ТРД АМ-11М, получившего шифр самолет «100».

В другой главе приведена интересная информация о Ту-160 в варианте разведчика. Такой комплекс воздушной разведки предназначался для ведения стратегической разведки на сухопутных и океанских театрах военных действий в интересах Верховного главного командования и командования видов ВС СССР с целью вскрытия непосредственной подготовки противника к нападению, выявления его важнейших группировок и вероятных сроков их развертывания, а также определения расположения важнейших объектов, от уничтожения которых зависит успех боевых действий.

Второй период, рассмотренный в означенном труде, охватывает 1974–1987 годы, когда были осуществлены проектирование, постройка опытного образца, налаживание серийного производства, испытания и поставка первых Ту-160 в строевую часть. Здесь не только можно узнать о том, как происходили выбор окончательной концепции Ту-160, разработка проекта, производство, испытания и доводка первых опытных образцов, серийный выпуск нового самолета и его эксплуатация в частях Дальней авиации, но также найти информацию о техническом описании элементов комплекса Ту-160, о главном конструкторе самолета – В.И. Близнюке и о многом другом.

Здесь же – подробное сравнение Ту-160 и В-1В. Причем авторы труда, указывая, что «в том, что создатели самолетов Ту-160 и В-1 сошлись в свое время во взглядах относительно аэродинамической и конструктивно-технологической компоновки машин, включавшей элементы интегральной конструкции и крыло изменяемой стреловидности, нет ничего удивительного», поскольку «близкий научно-промышленный уровень СССР и США, а также схожесть тактико-технических требований к новым видам вооружений неизбежно приводит к похожим техническим решениям», особо подчеркивают, что «если глубже разобраться в данном вопросе, то общего у бомбардировщиков окажется не так много».

В заключительной части книги – ряд приложений, в которых содержится подробная информация о проектах и всех построенных самолетах Ту-160, о летных происшествиях, имевших место с изделием «70», а также, на пяти страницах, список мировых рекордов, установленных на Ту-160, и др.

По мнению генерал-полковника авиации Василия Решетникова, представляемая книга – это «достойный памятник выдающемуся достижению авиационной отрасли всей страны, инженерам ОКБ Туполева и всей промышленности, командному, летному и инженерно-техническому составу Дальней авиации, создавшим и внедрившим в эксплуатацию самый мощный и самый скоростной в истории военной авиации стратегический сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла».

«Таких монографий о Ту-160 еще не было!» – вторит ему один из ведущих российских экспертов в области авиации, главный редактор профильного журнала и автор ряда монографий об отечественных боевых самолетах Андрей Фомин. Мне же, как человеку, более увлеченному флотом, откровенно жаль, что подобного рода высококачественных фундаментальных трудов не издается у нас в стране по тем многочисленным образцам военно-морской техники, которыми по праву должны гордиться наши соотечественники.

Уникальная монография о Ту-160

Журнал ВЗЛЁТ 5/2016 май

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 был разработан ОКБ А.Н.Туполева во второй половине 1970-х — начале 1980-х гг. как своеобразный ответ на создание в США стратегического бомбардировщика В-1. но почти по всем параметрам превзошел своего соперника. По сей день среди сверхзвуковых самолетов и самолетов с изменяемой геометрией крыла Ту-160 является самым крупным и мощным. Он обладает наибольшими среди всех бомбардировщиков мира максимальной взлетной массой и максимальной скоростью, а огромный запас топлива и наличие системы дозаправки в полете позволяет ему достигать практически любой точки на Земном шаре. Свидетельством тому являются уникальный 13-часовой сверхдальний беспосадочный перелет двух Ту-160 в Венесуэлу в сентябре 2008 г., беспрецедентные полеты в июне 2010 г. на воздушное патрулирование с дозаправками в воздухе продолжительностью свыше 24 часов (протяженность маршрута — около 18 тыс. км) и целая серия мировых авиационных рекордов скорости и высоты полета с грузом до 30 т. установленных в период 1989-1990 гг.

Создание Ту-160 стало выдающимся достижением авиационной и смежных с ней отраслей промышленности нашей страны при консолидации административных, научно-технических, конструкторских и производственных ресурсов сотен коллективов промышленности и науки.

Самолеты Ту-160 в настоящее время состоят на вооружении Дальней авиации Воздушно-космических сил России, являясь ее флагманом. Недавно начаты работы по модернизации ранее выпущенных Ту-160. в ходе которой они получают более современное оборудование и новые образцы высокоточного оружия. Первое боевое применение самолетов Ту-160 состоялось в ноябре 2015 г. в рамках операции ВКС России против боевиков запрещенной в Российской Федерации террористической группировки ИГИЛ на территории Сирии, при этом были использованы новейшие образцы крылатых ракет воздушного базирования. В прошлом году Министерством обороны России принято решение о пополнении парка самолетов этого типа, в связи с чем на Казанском авиационном заводе ПАО «Туполев» начаты работы по восстановлению серийного производства этих ракетоносцев-бомбардировщиков, которые будут строиться в глубоко модернизированном варианте Ту-160М2.

Нынешней весной издательство «ПОЛИГОН-ПРЕСС» подготовило уникальный подарок ценителям отечественной авиационной истории, профессионалам и любителям авиации: в мае 2016 г. в свет вышла книга Александра Затучного, Владимира Ригманта и Павла Синеокого «Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160» — наиболее полное на сегодня издание о том, как создавался и испытывался отечественный многорежимный стратегический ракетоносец-бомбардировщик, как готовилась к его серийному производству наша промышленность, как проходит продолжающаяся уже почти три десятилетия его служба в Дальней авиации.

Книга основана на кропотливом анализе ранее не известных широкому кругу читателей архивных документов, содержит огромное число до сих пор не публиковавшихся фотографий, рисунков и схем.

Важное место в книге занимает рассмотрение проектов, предшествовавших появлению Ту-160. немалое внимание уделено его сравнению с заокеанским соперником и вариантам дальнейшего развития. Из поля зрения авторов не ускользнул ни один из 36 построенных на сегодня самолетов, прослежена судьба каждого из них; проведен подробный анализ имевших место происшествий и инцидентов. Подробнейшим образом рассмотрена уникальная конструкция Ту-160. состав его оборудования и вооружения.

Предисловие к книге написано Героем Советского Союза Заслуженным военным летчиком СССР генерал-полковником авиации Василием Васильевичем Решетниковым, чье имя сегодня носит один из самолетов Ту-160.

Вне всякого сомнения, эта книга, качественно отпечатанная в большом альбомном формате, что дает возможность насладиться отличными крупными иллюстрациями, будет интересна как профессионалам, так и любителям авиации, преподавателям и студентам авиационных вузов, летно-техническому персоналу ВВС.

Таких монографий о Ту-160 еще не было!