Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3

Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3

Изучив особенности боевого применения самолетов Дальней авиации, состояние и перспективы развития систем бортового вооружения, радиоэлектронных комплексов навигации и управления самолетом и его системами, а также состояние и направления совершенствования техники ПВО, ОКБ А. Н. Туполева совместно с ВВС принимают концепцию многорежимного самолета-носителя. Эта концепция нашла свою практическую реализацию в СССР во второй половине 1960-х и в 1970-е годы в ходе проектирования,
постройки, доводок и освоения самолета Ту-22М.
Внедрение нового мощного и экономичного двигателя НК-25 и другие перспективные направления работ по дальнейшему развитию самолета привели к появлению наиболее совершенной серийной модификации Ту-22М — самолета Ту-22М3.
Комплекс Ту-22М3 — в результате модернизации оборудования и введения в состав вооружения новых, более эффективных авиационных средств поражения — способен еще долго быть важной составляющей ударной мощи Дальней авиации России.

«Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3

Серия «Знаменитые летательные аппараты»

Авторы: Александр Михайлович Затучный, Владимир Георгиевич Ригмант, Павел Михайлович Синеокий

Редактор издания: Павел Михайлович Синеокий

Формат издания 280x210
Количество страниц 544
Год выпуска 2018
Тираж 1000 экз.
Твердый переплет
Мелованная глянцевая бумага
Количество иллюстраций: 1400
Цветные иллюстрации
Язык издания русский

ISBN 978-5-98734-029-5

Издательство ИИГ «Полигон-пресс»

В продаже

Цена 3999 рублей

Оформить заказ вы можете по телефону
8-916-120-87-17

или заполнив форму:

Ваше имя и фамилия (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Количество экземпляров

Ваш адрес и пожелания по доставке / самовывозу

Рецензии о книге
«Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3»

Ту-22М3: крылатый ужас НАТО

История самолета, ставшего «проклятием» ВМС США

«Бомбардировщик, который может потопить авианосец». Это — из названия статьи о российском самолете Ту-22М3. Статьи из американского издания National Interest, которое вряд ли можно заподозрить в излишней любви к нашему оружию.

«В годы холодной войны Backfire (такое кодовое обозначение получили наши самолеты в НАТО. — «НВО») и арсенал его ракет были настоящим проклятием для ВМС США», — указывается в статье и подчеркивается, что в том числе и для борьбы с армадой уникальных советских ракетоносцев-бомбардировщиков Пентагону пришлось создать не менее уникальный авиационный комплекс в составе истребителя F-14 и ракеты «Феникс» с дальностью пуска около 190 км. Однако ракета была снята с вооружения в 2004 году, а истребитель — в 2006-м. Защищать авианосцы от Ту-22М3 сегодня фактически некому. По крайней мере, по мнению зарубежных экспертов, у ВМС США нет возможности перехватить все «тушки» в случае нанесения ими группового удара.

Впрочем, потопить американский атомный многоцелевой авианосец и нанести мощные удары по боевикам в Сирии — это еще не все, на что способен этот уникальный самолет, созданный в ОКБ А.Н. Туполева. Более же подробно об истории создания, конструкции, эксплуатации, боевом применении и модернизации ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 можно прочитать в новой книге серии «Знаменитые летательные аппараты», вышедшей в издательстве «Полигон-пресс».

Уникальный труд

Подготовленная известными отечественными историками авиации Александром Затучным, Владимиром Ригмантом и Павлом Синеоким книга «Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3» получилась, вне всякого сомнения, уникальной. В полной мере соответствующей тому самолету, которому она посвящена. В данном труде максимально подробно рассказано о зарождении, создании, эксплуатации и совершенствовании как самолета Ту-22М3, так и созданного на его базе авиационного комплекса. Основанная на кропотливом сборе и исследовании уникальных документов, она представляет интерес и для специалистов, и для широкого круга читателей, увлекающихся историей отечественной боевой авиации.

Данная книга — уже четвертая в серии «Знаменитые летательные аппараты», подготовленная указанными авторами. В 2015 году вышел труд о пассажирском Ту-144, в 2016-м — о ракетоносце Ту-160, а в 2017-м — о семействе Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС. Все они выдержаны в едином стиле, отличительные особенности которого: эксклюзивный материал, уникальные фотографии и иллюстрации, подробные схемы и информационно емкие графики и таблицы, а также, что тоже немаловажно, прекрасное полиграфическое качество. По большому счету каждая из книг — это настоящий шедевр, каким и должен быть фундаментальный труд, посвященный упомянутым выше уникальным самолетам, каждый из которых — символ своей эпохи.

Следует отметить при этом, что рассматриваемый нами труд посвящен не только Ту-22М3, как может показаться из его названия, но весьма подробно излагает историю всего семейства Ту-22. Первая глава, в которой кратко, но емко описан весь путь, проделанный ОКБ А.Н. Туполева от Ту-22 к Ту-22М3, так и называется «От Ту-22 к Ту-22М3».

«Перед вами редкая книга об истории создания в Советском Союзе самого прорывного проекта тяжелого самолетостроения XX века, проекта, послужившего началом создания тяжелых сверхзвуковых военных и гражданских самолетов, — отмечает генерал-лейтенант Михаил Опарин, подготовивший это своеобразное предисловие. — И я благодарен судьбе за то, что вместе с моими товарищами стал не только свидетелем, но и активным участником этих событий».

Эксклюзив во всем

Первая же крупная глава — около 100 страниц — посвящена реализации концепции многорежимного ударного самолета. «Принятое на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ во второй половине 1960-х годов семейство сверхзвуковых дальних ударных самолетов Ту-22 не смогло ни количественно, ни качественно с учетом новых требований полноценно заменить семейство массового дальнего дозвукового самолета Ту-16 и тем самым решить на новом техническом уровне требуемые задачи, — указывают авторы. — Изучив особенности боевого применения самолетов Дальней авиации, состояние и перспективы развития систем бортового вооружения, радиоэлектронных комплексов навигации и управления самолетом и его системами, а также состояние и направления совершенствования техники ПВО, ОКБ совместно с ВВС принимают концепцию многорежимного самолета-носителя. Эта концепция нашла свою практическую реализацию в СССР во второй половине 1960-х и в 1970-е годы в ходе проектирования, постройки, доводок и освоения самолета Ту-22М».

Следующие главы — «Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3» (около 80 страниц), «Конструкция Ту-22М3» (более 200 (!) страниц) и «Эксплуатация Ту-22М2 и Ту-22М3» (70 страниц) — в каком-то специальном представлении не нуждаются. Из их названия и так ясно, о чем идет речь. Поэтому единственное, что можно здесь сказать, — это колоссально: и по объему подаваемой информации, и с художественной, иллюстративной точки зрения ее подачи.

Здесь полезные для себя сведения найдет каждый: и историк или любитель авиации, и специалист по истории боевого применения Дальней авиации, и даже авиамоделист. Настолько все здесь расписано подробно, четко и с большим количеством иллюстраций.

Причем в первой из трех упомянутых глав можно найти сведения о некоторых проектах и предлагавшихся модификациях на базе Ту-22М3, о которых многие, вероятно, и не слышали. Например, дальний перехватчик Ту-22ДП (ДП-1) для борьбы с ударными самолетами противника на больших удалениях от защищаемых объектов, а также уничтожения самолетов ДРЛО врага и даже целых соединений его транспортных самолетов. Или перспективный авиационно-ракетный космический комплекс «Скиф» для выведения с помощью специальной ракеты — космического разгонщика на низкую околоземную орбиту малогабаритных, массой до 300 кг, спутников.

А помните шум, поднявшийся в СМИ по поводу идеи сделать на базе «стратега» Ту-160 пассажирский вариант? В книге вы найдете аналог — проект созданного на базе Ту-22М3 сверхзвукового пассажирского (административного) самолета Ту-344. Представлены различные проработки его компоновок.

Отдельные главы посвящены Дмитрию Сергеевичу Маркову — главному конструктору самолета, Герою Социалистического Труда, ведущему, а затем главному конструктору ОКБ А.Н. Туполева по самолетам, начиная с Ту-2 и заканчивая Ту-22М3, а также Казанскому авиационному заводу им. С.П. Горбунова (сегодня — филиал ПАО «Туполев» в составе ОАК), где и строились эти машины.

Изюминкой книги является обилие воспоминаний участников создания, постройки и эксплуатации самолетов семейства Ту-22М.

«В этот самолет нельзя было не влюбиться — с первого взгляда, — вспоминает, к примеру, полковник запаса Александр Магащук, проходивший службу в 185-м гвардейском краснознаменном кировоградско-будапештском тяжелом бомбардировочном авиаполку и бывший старшим техником на лидерном Ту-22М3. — Он был не похож ни на один бомбардировщик. Несмотря на внушительные размеры, самолет выглядел очень изящно даже по сравнению со своим предшественником Ту-22М2. Все в нем поражало и удивляло».

Подарок филателистам

Несколько слов необходимо сказать и о приложениях. В первом — полный реестр самолетов семейства Ту-22М всех модификаций. Второе приложение — не совсем радостное: это как бы фоторепортаж о том, как в 2002-2006 годы министерства обороны Украины и США в рамках «Программы совместного сокращения угрозы» порезали шесть десятков самолетов Ту-22М2/М3. Оставили тогда всего четыре машины, передав их музеям. Третье приложение — традиционное для этой серии: Ту-22М3 на знаках почтовой оплаты. Вот, к примеру, почтовый блок Гвинеи-Бисау. Он полностью посвящен российской авиации, а самолеты марки «Ту» заняли в нем 2 из 5 позиций (Ту-22М3 и Ту-144). А на почтовом блоке Республики Джибути Ту-22М соседствует с американскими самолетом-шпионом «Черный дрозд» (SR-71) и бомбардировщиком XB-70 «Валькирия».

Кстати, в этом году в том же издательстве вышла отдельная книга-справочник «Самолеты АНТ и Ту на знаках почтовой оплаты», которая станет отличным подарком не только филателистам, но и любителям авиации. Это книгу, подготовленную Александром Затучным, отличает необычный и оригинальный подход к знакомству читателей с разработками ОКБ А.Н. Туполева. Объем материала можно оценить даже по тому факту, что в общей сложности 34 самолета, созданных ОКБ А.Н. Туполева, оказались на марках, конвертах и открытках 55 стран мира!

«Эта книга — замечательный материал для познания исторического хода развития тяжелой авиации как для молодых специалистов, так и для историков авиации. Она же является хорошим учебным пособием по авиационной технике для летного и инженерно-технического состава частей Дальней авиации, — подчеркивает генерал-лейтенант Михаил Опарин, заслуженный военный летчик России, командующий Дальней авиации РФ в 1997-2002 годы. — Ее авторам удалось собрать редкие документы из истории отечественного сверхзвукового тяжелого самолетостроения. Опираясь на уникальные первоисточники, они смогли скомпоновать и так подобрать материалы, что даже сегодня, по прошествии десятилетий, они вызывают в наших душах живые воспоминания о тех далеких и близких нашему поколению годах настоящего авиационного счастья служить великой авиационной державе — Российской Федерации и русскому народу».

Добавить к этому, пожалуй, и нечего. Разве что привести напоследок еще одну цифру, которая уже сама по себе говорит о многом: в книге насчитывается 1400 (!) иллюстраций — фотографий, рисунков, чертежей и пр. Многие из них — уникальны и не публиковались ранее.

Автор рецензии: Владимир Щербаков

Источник: Новости ВПК